Главная / Село Великое / История села Великое

История села Великое

Село с громким именем Великое находится на полпути между Ярославлем и Ростовым. Через него пролегала древняя проселочная дорога. Другой проселок от села убегал в Суздаль.

История Великого, расположенного на бойком перекрестке важных торговых путей, сложна и драматична. Сегодня трудно даже представить себе сколь многое в биографии нашего Отечества связано с селом. На этой земле воплощалась идея объединения русских княжеств, закладывались основы централизованного Русского государства.

1392 год. В окрестностях Великого сошлись в смертной схватке с татарами русские ратники.

1435 год. Великосельская земля известна крупным сражением феодальной войны, которая проходила на Руси в 1433-1453 годах.

В этой войне столкнулись удельно-княжеская и растущая великокняжеская власть. Против московского великого князя Василия Темного, который стремился к политическому объединению Руси в единое государство, выступил его дядя-Юрий Дмитриевич с сыновьями Василием Косым и Дмитрием Шемякой. «Косой с толпами набранных им вятичей вступил в северные пределы великого княжества, великий князь тоже со своими войсками выступил из Москвы. 6 января 1435г. Сошлись между селами Козьмодемьянскими и Великим, на берегах Которосли, и вступили в битву кровопролитную, в которой войска великого князя одержали победу…» — свидетельствуют «Ярославские губернские ведомости» в №7 за 1855 год.

Минуло полтора столетия и русские дали, здесь бой польским шляхтичам. Пособник интервентов ростовский воевода Иван Наумов сообщал главарю шляхтичьих банд Сапетр, что он с остатками своего отряда находится в селе Великом и «ждет прибыльных людей и наряду», что у него осталось мало войска и продовольствия. Все кругом было «вывоевано и выжжено».

1612 год. В июле в Великом останавливались на отдых дружины ополченцев Минина и Пожарского, шедшие на освобождение Москвы от польских захватчиков. Крестьяне села окружили ратников трогательным вниманием: делились провиантом в ночное время несли службу по охране дружинников.

В освободительный поход влился и отряд Великосельских крестьян.

Прошло два века. И произошли схожие события. В отечественную войну 1812г. Великое приютило на привал и переформирование ополченцев – Ярославцев, шедших на войну с Наполеоном.

Село не раз было пристанищем русских царей. В октябре 1613г. На пути из Костромы в Москву на царский престол «производили в селе Великом простоять три дня» Михаил Романов. В Великом не однажды останавливался Петр I во время своих поездок из Москвы в Архангельск Государь вероятно запомнил это богатое дворцовое поселение. Во всяком случае, решив наградить участников Полтавской битвы. Петр I именно Великое пожаловал своему сподвижнику фельдмаршалу князю А.И. Репнину в личное владение. И как тут не вспомнить строки из пушкинской «Полтавы».

…Сии птенцы гнезда Петрова-
В пременах жребня земного
В трудах державы и войны
Его товарищи, сыны:
И Шереметьев благородный
И Брюс, и Боур, и Репнина.

По велению Аникиты Ивановича Репина в селе воздвигнул храм Рождества Богородицы (1712 г.) - памятник избавления России от иноплеменных. Поставлена церковь с московским размахом. Пятиглавые не типовое, не по центру, а сдвинуто на восток. Так строились только строительные храмы. Высок четверик церкви-более тринадцать метров. Такой высоты четверика нет в ярославских храмах. Под стать московским и купола. Диаметр барабана под центральным куполом пять с половиной метров.

Храм-памятник положил начало всему архитектурному облику Великого. Внук фельдмаршала князь Петр Иванович Репнин построил вторую церковь-Покрова Богородицы (1741г.). Позже (1758г.) между храмами устремилась к облакам Соборная колокольня. И то же с «изюминкой» в западной стене колокольни прорублено символическое «окно в Европу», а ее куранты отсчитывали время, прошедшее после Полтавской битвы.

Подобно колокольне Иван Великий в Московском кремле Великосельского стрела объединила многоглавое церквей в единый архитектурный комплекс. Он был обнесен затейливой кирпичной оградой с арочными воротами и часовенками. Исследователи считают, что по целостности и выразительности Великосельскому ансамблю нет равных в России. С легкой руки великоселов ансамбль стал называться кремлем. И справедливо. В этих монументальных соборных зданиях живет большая, организующая пространство сила.

«Кремль», через площадь торговые ряды, огромный Черный пруд объединили в единое целое все село.

Популярность села не случайна. Великое-наиболее древнее поселение Верхневолжья. В окрестностях села найдены памятники эпохи Фатьяновской культуры поселения волжских и валдайских славян, днепровских кривичей второго тысячелетия до новой эры.

Село с незапамятных времен — первые упоминания о нем относятся к XIII веку — именуется Великим. Почему оно так названо? Нет единого ответа на этот вопрос.Одни авторы предполагают, что переселенцы-новгородцы в названии села подчеркнули свою связь с господином Великим Новгородом. Другие доказывают, что село так нарекли потому, что оно было больше ближних сел и деревень.

Слово «великий» в древнерусском языке означало «большой».

Великое играло заметную роль в жизни Ярославского края. Достаточно сказать что уже в 1607г. Село было занесено на географическую карту Российского государства как крупный торговый центр. Здесь находились управление дворцовыми Ростовскими вотчинами съезжая дворцовая изба.

В середине XIX века Велико стало крупнейшим фабричным селом Ярославской губернии прославилось на всю Россию как центр крестьянской льняной промышленности - родина и «метрополия» знаменитого Ярославского полотна- гордости отечественного льняного производства.

Своей славе Великое обязано Ефиму Степановичу Карновичу – дворянину, человеку – корреспонденту Учетного комитета Министерства государственных имуществ, преподавателю и бессменному секретарю Ярославского сельскохозяйственного имущества. В 1882 году Е.С. Карнович поселился в родовом имении Пятницкая гора, что рядом с Великим.

Усадьба Крновичей была самым культурным «дворянским гнездом» Ярославского края, Бревенчатый дом в два этажа был полон книг, картин, произведений искусства. Фамильные портреты Карновичей хранившиеся в доме составляли значительную часть выставки «Ярославские портреты XVII-XIX веков», ряд репродукций полотен вошли в одноименную книгу.

Другим известным представителем семейства карновичей был племянник Ефима Степановича Е.П. Карнович – историк, публицист, писатель. Для нас представляет интерес его статья «Участь мундира маршала Даву в России», напечатанную в «Историческом вестнике» за 1882г. Она проливает свой свет на участие наших земляков в войне с французами. «… в войну 1812г. Двое Карновичей, Петр и Николай, будучи офицерами лейбгвардии Финляндского полка, участвовали в поражении, нанесенном французам, 6 ноября под Красным. В этом сражении Николай Карнович взял жезл маршала Даву, внесенный по велению императора Александра 1 с особым торжеством в С-Петербурге Казанский собор…В числе военной добычи, на долю молодых прапорщиков пришелся мундир маршала Даву».

Мундир этот, по свидетельству писателя, был «отделан изящным золотым шитьем, состоящих из дубовых и лавровых листьев, перемешанных с причудливыми арабскими». Карновичи отправили трофей матери, а родительница употребила его для украшения ризы священника Холм-Огаревской церкви (вотчина Е.С. Карновича).

Автор не без иронии заканчивает статью «Странная превратность: великолепное одеяние одного из знаменитейших французских маршалов герцога Данцингского, было заготовлено в Париже, чтобы обратиться в Россию в облачении православного сельского священника».

Кроме дома и церкви, в ансамбль Пятницкой Горы входил парк, существующий и ныне. Пятницкий парк-редкое на Ярославской земле произведение садово-паркового искусства конца XVIII – начала XIX века. Постоянный липовый парк в северной части усадьбы сочетался с пейзажным парком в «английском» стиле вокруг дома и на южный склон Пятницкой горы. Красоту парка дополняла сложная система искусственных прудов.

И сегодня Пятницкая Гора пленяет открывающимся с холма далями бескрайними, очаровывает буйным цветением кустов сирени, акации. Здесь спокойно, хорошо думается, всплывают в созн6ание поэтические строки и образы бунинских «Темных аллей».

Но вернемся к повествования о Е.С. Карновиче. Приехав в имение, Ефим Степанович энергично занялся льноводством и усовершенствованием способов обработки льняной соломки и волокна, пропагандой новых систем землепользования. Он добился высочайшего повеления об устройстве в Великом постоянных выставок для льна и изделий из него, сельскохозяйственных орудий, продуктов огородничества и садоводства.

Премьера мастерства и крестьянской мудрости состоялась в 1844 году. Она была приурочена к ежегодной осенней ярмарке. Это была первая в России комплексная сельскохозяйственная выставка.

На базары, ярмарки и выставки в Великом съезжались крестьяне и помещики Ярославской, Владимирской, Вологодской и Костромской губерний. Приезжали купцы из Архангельска, Нижнего Новгорода, Москвы. Бывали в селе торговые люди Англии, Бельгии Голландии.

И как тут не вспомнить Н.А.Некрасова:

…Пахом соты медовые
Нес на базар в Великое.

В пятидесятых годах в Великом было организовано ещё до десяти выставок. Известный публицист И.С.Аксаков, наблюдавший Великосельскую выставку 1850г. Записал в своем дневнике «Народу было тысяч 10, если не большее. Все власти присутствовали там же…». И далее: «Это село… подлинно Великое Село».

В шестидесятых годах века прочно встал на ноги Великосельский купец Алексей Васильевич Локатов. В 1872г. Он открыл при селе Гаврилов – Ям льнопрядильную фабрику, ставшую впоследствии одним из крупнейших в стране льнокомбинатом. Во круг него вырос Гаврилов – Ям как город.

Сын Алексея Васильевича Александр, вступивший во владение фабрикой после смерти (1874г.) отца, не обидел родное село. Он создал в Великом уникальный усадебный комплекс (1888-1890г.г.). Примечателен особняк Локалова, выстроенный в псевдорусском стиле. Это нарядное, стилизованное под древнерусский терем двух этажное здание с башенкой, увенчанной шпилем с затейливым флюгером, и поныне украшает село.

Центральная часть особняка отмечена ризалитом, завершающимся трехлопастной аркой с «килем». Богаче украшен второй этаж. Тут «бриллиантовый руст», будто пришедший сюда со стен московской Гранатовой палаты, кессоны-ширинки с яркими изразцами, полуколонии между окнами, многочисленные кокошники, «стрелы» у основания шатра восходят к столичному храму Василия Блаженного.

В интерьере особняка мраморные лестницы, цветной паркет, высокие дубовые двери, лепные украшения и даже комната – грот с зимним садом.

Гармонировали с внешним обликом особняка подсобные помещения: оранжерея, каретная, баня, конюшня.

Красоту здания подчеркивали два сада – передний и задний.

Создана нетленная красота по проекту молодого одаренного зодчего Шехтеля, архитектора Ярославского вокзала в Москве.

На западной окраине села действует церковь Боголюбской Богоматери (1846г.), построенная в стиле позднего классицизма, на северной – стоит Тихвинская церковь (1861г.).

В 1847г. Деревянное Великое в одночасье превратилось в огромный полыхающий костер: сгорело 200 домов. Через год огонь поглотил ещё 60 строений. С тех пор Великоселы решили ставить кирпичные дома.

Окончательно село сформировалось в конце XIX века. Вокруг «кремля» и главного водоема – Черного пруда (есть ещё Красный и Белый пруды) встали пять центральных посадов, четыре Запрудных и три Слободы.

Центральная часть Великого соборная площадь, вымощенная булыжником, имели асфальтированные тротуары и переходы.

Великое приобрело законченный вид, сохранившийся до наших дней, и походило приличный уездный город. Таксказано о нем в одном из исследований: «Это мирное селение с 5000 жителей, сотнями каменных домов, 4 церквями, множеством лавок и даже фонарями, зажигаемыми в темные осенние ночи, более похожие на хорошенький уездный город, чем на деревню».

Побывавший в Великом в начале1960 годов историк Н. Борисов написал в своей книге «Окрестности Ярославля»; «Помимо памятников церковной архитектуры в Великом сохранился уникальный ансамбль гражданского каменного зодчества XVIII – первой половины XIX века. Пожалуй, нигде больше во всей европейской части России нет равного ему по целостности и архитектурной выразительности».

И в наше время Великое на столбовой дороге Отечества. В селе в разные годы бывали первые наркомы А.В. Луначарский и Н.В. Семашко, первая в мире женщина – космонавт, Герой советского Союза В.В. Терешковой.

Отсюда вышли основательные державные люди, видные военачальники, Б.П. Бещев – министр путей сообщения СССР (1948-1967г.г.), Герой социалистического Труда. К.С. Корнев – министр мелиорации и водного хозяйства РСФСР (1961) И.Д. Писарев – первый заместитель министра строительных и специальных монтажных работ СССР, ныне вице президент карпорации «Спецстроймонтаж». Н.И. Труфанов – генерал – полковник, во время великой Отечественной войны командующий армиями, главный военный советник министра обороны КНР, К.Д. Тоскин – доктор медицинских наук, профессор, заслуженный деятель науки Украины, К.И. Кашин – доктор географических наук, профессор, директор Центрального института прогнозов, Г.К. Суханова – Флаксерман – профессиональная революционерка, друг и товарищ А.В. Луначерского, А.М. Горького, Е.Д. Стасовой, секретарь газеты «Известия Совета рабочих и солдатских депутатов», заведующая редакцией журнала «Наука и жизнь», редактор полного собрания сочинений В.В. Маяковского.

Есть у Великого и ещё одна особенность.

Потянул ветерок и за версту слышишь медовый аромат. Цветут сады. Поднимись на горушку и вот оно перед тобой, как на ладони, село, утопающее в бело-розовом цветении яблонь и вишенника, окруженные яркой зеленью хлебов и луговых трав, кажется не только воздух, но и дома, храмы насквозь пропитаны запахами цветов. И если есть люди, которые не видели цветения Великосельских садов, то они не знают, какая бывает на земле красота.

Эту изукрашенную садами землю наблюдал Н.А. Некрасов, любивший охотиться в здешних лесах. Из-под пера поэта вышли строки, ставшие хрестомативными:

Идет-гудет Зеленый Шум.
Зеленый шум, весенний шум!
Как молоком облитые,
Стоят сады вишневые,
Тихохонько шумят…

А старые липовые парки! Они и сейчас пленят своей задумчивой красотой. Великаны деревья (взглянешь на верхушки – шляпа падает) словно нашептывают что-то из глубины веков. Естественную красоту села дополняет зеркальная гладь больших и малых прудов. Погожим летним вечером хорошо побродить по берегу Черного пруда и полюбоваться опрокинутым в зеркале тихой воды отражением «Кремля». Но по-особому величав и грациозен в золотых лучах заходящего солнца.

Своеобразное очарование Великого – это редкое для Ярославского края произведение садов – паркового и прудового искусства конца XVIII века.

© Село Великое 2016

Сайт сделан в ЯСИМ